Эксперимент по внедрению ПМО

Что такое ПМО?

Реализация ПМО

Персонализация школьного образования

Период вынужденного дистанционного обучения школьников весной 2020 года показал актуальность проблемы оснащения семей компьютерной техникой, необходимой для использования цифровых образовательных ресурсов. По данным Минпросвещения России только 72,4 % школьников имеют персональный компьютер.

ПАО Сбербанк в рамках программы «Цифровая платформа персонализированного обучения», реализуемой в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, осуществляет развитие Школьной цифровой платформы, которая с 1 сентября 2020 года будет использоваться в не менее 2000 школ 42 регионов России.

Несмотря на то, что платформа не заменяет очного образовательного процесса, а лишь дополняет его и позволяет организовать его в персонализированной модели образования, ее использование требует не только наличие соответствующей компьютерной техники в школе, но и дома для выполнения заданий на платформе.

Персонализированная модель образования — это технология обучения, призванная всесторонне подготовить человека к вызовам современного мира.
Персонализированная модель образования имеет следующие характеристики:
— ученики переходят на следующий уровень в предметной области только после того, как продемонстрировали свое мастерство на предыдущем уровне ;
— время, необходимое для изучения контента (содержание предмета, учебного материала) не является фактором, определяющим компетенцию учеников;
— у учеников есть много возможностей и способов выучить конкретный контент;
— ученики могут продемонстрировать свое мастерство в освоении контента разными способами;
— развитие самостоятельности и самоорганизации ученика находится в центре внимания, наравне со знаниями и навыками, относящимися к учебным предметам;
— у учеников есть выбор в процессе обучения;
— ученики имеют право голоса в процессе обучения.

Программа «Цифровая платформа персонализированного обучения для школы»
Цель программы «Платформа новой школы» — формирование в российской общеобразовательной школе парадигмы персонализированного компетентностного образования на базе цифровой платформы, обеспечивающей автоматизацию ключевых процессов планирования и организации учебного процесса.
Персонализированная школа — это школа, варьирующая темп и метод освоения образовательной программы, а также содержание для каждого ученика в зависимости от его целей, способностей, мотивов. При этом обеспечивается освоение базовой, обязательной программы каждым учеником, без пропусков, и есть возможность для любого ученика двигаться вперед по важным для него направлениям. Персонализированное компетентностное образование позволяет раскрыть и развивать навыки и потенциал каждого ребенка, подготовить его к успешной жизни в постоянно меняющихся условиях, научить брать ответственность за свой выбор.
Цифровая платформа – комплексная цифровая среда для коммуникации и взаимодействия основных участников образовательного процесса относительно учебных целей. Платформа не замещает учителя, но меняет его роль, становится инструментом организации учебного процесса: учитель получает возможность для управления персонализированными планами большого числа учеников, дает постоянную обратную связь об их успехах, позволяет учителю развивать собственные компетенции.
Для ученика платформа предоставляет возможность самостоятельного планирования обучения и доступ к необходимому контенту, освоение которого предполагает как индивидуальную так и групповую работу, в том числе реализацию проектов, исследований.

Участие школы в проекте «Цифровая образовательная среда» позволит школе включиться и в Программу Сбербанка России «Цифровая платформа персонализированного образования в школе», реализуемой в рамках нацпроекта «Образование» по поручению Президента РФ от 30.01.2019 г. №Пр-118.

Программа направлена на трансформацию современной школы таким образом, чтобы каждый ребенок получил персональное, современное и интересное именно ему образование и навыки, нужные в реальной жизни.

Главная задача – превратить немотивированный труд школьника в труд увлекательный и увлекающий; убрать из образования всё, что непродуктивно, и гарантировать развернутую обратную связь между учителем и учеником.

В 2020-2021 году мы начинаем эксперимент по внедрению модели Персонализированного обучения в 5-х  классах школы.  16 учителей прошли обучение на платформе ШЦП, в том числе учителя работающие в 5-х классах.
Директор школы и заместитель директора    прошли обучение по программе «Введение в цифровую трансформацию образования».

В соответствии с приказом от 26.10. 2020  № 66 «О внедрении  модели персонализированного обучения в 5-х  классах в рамках проекта «Персонализированная модель образования на Школьной цифровой платформе» создана  рабочая  группа первой волны (Приложение 1); разработано  Положение о школьной проектной команде проекта «Персонализированная модель образования на Школьной цифровой платформе» (Приложение 2); утвержден   План мероприятий («Дорожная карта») по реализации проекта «Цифровая образовательная среда»  на 2019 – 2020 учебный год (Приложение 3).

С 5 ноября  ученики 5-х (расписание уроков)  классов принимают участие в апробации цифровой платформы персонализированной модели образования. Это значит, каждый ученик определяет цели, темп и способ обучения – принимает решения! Радость познания и самоуправления мотивирует учеников переходить на более высокие уровни деятельности: с усвоения и воспроизведения учебного материала – к решению проблем, проектированию, исследованию.

При обучении каждого ученика в классе в собственном темпе главным ориентиром – к чему нужно прийти в конце маршрута – является цель. В персонализированной модели образования цели шкалированы – разделены на базовый (2.0), целевой (3.0) и продвинутый (4.0) уровни.

Обучение происходит с использованием цифровой платформы (очное), в тесном контакте учителя и учеников друг с другом (не дистанционное и не онлайн). Цифровая платформа – интерактивный помощник, инструмент оперативной обратной связи.

ШКАЛИРОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ ПО УРОВНЯМ

1.0 — начальный уровень заинтересованности (принципиальной готовности) к изучению модуля.
2.0 — первый уровень простейшего понимания, не механическая репродукция; действия по образцу, непосредственное применение формул и алгоритмов; отдельные элементы сложного действия, например, на 3.0 — играть в баскетбол, на 2.0 — подачи определённым типом, ведение мяча и прочие.
3.0 — второй уровень: целевое умение, на которое направлено содержание модуля; анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам; синтез нескольких простых элементов.
4.0 — третий уровень: исследование, проектирование, перенос знаний умений в другой предмет или дисциплинарную область, синтетически охватывает разные темы одного предмета или междисциплинарное умение, применение знаний в практических ситуациях.

ВАЖНО!!! Шкалы учебных целей предусматривают уровень 2.0 как базовый, минимальный для освоения учеником. На этом же уровне находятся основные требования к ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ.